Привет, форумчане!
Разбираем чип-тюнинг Лада Веста 1.8: мой опыт и мысли
Смотрю, тема чип-тюнинга двигателя Лада Веста 1.8 (что с механикой МТ, что с роботом АМТ) до сих пор будоражит умы. И это понятно, поскольку заводские настройки нашего ВАЗ-21179 не всегда, скажем так, радуют. Сам я через это, можно сказать, прошел, ну или, по крайней мере, глубоко вникал, общался с теми, кто "шился", и вот что могу сказать по этому поводу.
Многие из нас, владельцев Лада Веста 1.8, нет-нет да и жалуются на некоторую "задумчивость" мотора, особенно когда трогаешься или на низких оборотах ползешь. Педаль газа порой кажется какой-то не слишком отзывчивой, а этот наш АМТ временами подкидывает сюрпризы – то переключится не вовремя, то задумается надолго. Вот тут-то и закрадывается мысль: "А не чипануть ли её, родимую?" Цель, как правило, у всех одна – сделать машину пободрее, чтобы ехать было приятнее. И, знаете, во многих случаях это действительно дает свой эффект.
Что дает чип-тюнинг Весте 1.8: ожидания и реальность
Если говорить по существу, то качественная прошивка ЭБУ (электронного блока управления двигателем, у нас это, как правило, Itelma M86) может дать вполне ощутимые плюсы. Давайте по пунктам, что я для себя вынес:
- Прирост мощности и крутящего момента. Чудес, конечно, не ждите, Веста в ракету не превратится, но вот ощутимую прибавку к мощности и крутящему моменту получить вполне можно. Обычно говорят про процентов 10-15. То есть, если было 122 лошадки, может стать в районе 130-135, а момент подрастет с где-то 170 Нм до, скажем, 190 с копейками. И это уже, знаете ли, чувствуется, особенно когда надо кого-то обогнать или в горку тянешь.
Улучшение отклика на педаль газа. Это, пожалуй, одно из самых заметных изменений, на мой взгляд. Машина становится как будто живее, охотнее отзывается на твои действия. Пропадает или значительно уменьшается та самая пресловутая "ватность".
Оптимизация работы АМТ. Для тех из нас, кто катается на Вестах с "роботом", чип-тюнинг часто становится настоящим спасением. Хорошая прошивка может сделать переключения более плавными, логичными и быстрыми, убрать лишние "клевки" и задержки. Сам не пробовал на АМТ, но ребята очень хвалят.
Снижение вибраций и более ровная работа двигателя. Некоторые отмечают и такой эффект, хотя это, конечно, более субъективно. Но если движок начинает работать ровнее, это всегда приятно.
Возможность программного отключения некоторых систем. Например, если кто-то надумал удалить катализатор, то прошивка Евро-2 поможет избежать назойливых ошибок Check Engine. Также, говорят, можно отключить клапан EGR, если есть такая необходимость и понимание, зачем это нужно.
Конечно, все эти прелести справедливы, если прошивка сделана толковыми людьми. А то ведь можно нарваться на "кулибиных", которые такого наворотят, что потом не разгребешь.
Процесс чип-тюнинга: как это делают?
Сам процесс чип-тюнинга – это, по сути, перезапись программы в "мозгах" двигателя, то есть в ЭБУ. Если говорить о Лада Веста 1.8 с блоком Itelma M86, то, как я понял, есть несколько основных путей:
- Через диагностический разъем OBD2. Это самый простой способ, как говорят, даже блок снимать и разбирать не надо. Многие современные приблуды для прошивки это умеют, подключаются прямо в салоне.
С прямым подключением к блоку (на столе). Иногда, для большей надежности или если через разъем никак (бывает, говорят, со старыми версиями ПО блока или если хотят сделать полный бэкап), мастера снимают ЭБУ и колдуют уже напрямую. Некоторые даже предпочитают сначала полную копию заводской прошивки сделать со снятием, так, на всякий пожарный.
По времени, слышал, сама заливка прошивки обычно недолго – от пары минут до получаса, смотря чем и как делают. И да, хороший мастер всегда сохранит вашу заводскую прошивку. Это важно, чтобы при необходимости можно было "откатиться" назад, к примеру, перед продажей или если что-то пойдет не так.
Риски и подводные камни: о чем стоит помнить
Без ложки дегтя, увы, никуда. Чип-тюнинг – это все-таки вмешательство в заводские настройки, и определенные риски, конечно же, есть:
- Потеря гарантии. Тут все понятно. Официальные дилеры очень не любят любые несанкционированные изменения. Если, не дай бог, что-то случится с двигателем или коробкой, и дилер обнаружит факт перепрошивки, то в гарантийном ремонте, скорее всего, откажут.
Снижение ресурса. Если постоянно "валить на все деньги", используя возросшую мощность на полную катушку, то нагрузка на двигатель, сцепление (особенно это актуально для МТ) и другие узлы, понятное дело, возрастет. Это может привести к их преждевременному износу. Тем не менее, если ездить адекватно и прошивка сделана по-человечески, то какого-то критичного сокращения ресурса обычно не происходит.
Некачественная прошивка. Нарваться на кривую прошивку – это, пожалуй, самое неприятное. Это может привести к нестабильной работе двигателя, повышенному расходу топлива, появлению всяких ошибок и даже, в худшем случае, к поломкам. Поэтому выбирать специалиста нужно очень и очень тщательно.
Расход топлива. Тут все неоднозначно, как мне кажется. Некоторые тюнеры обещают снижение расхода топлива за счет какой-то там оптимизации горения. На практике же, часто бывает так: получив более отзывчивую машину, водители начинают ездить активнее, ну и какая тут экономия? Скорее наоборот. Если же стиль езды не менять, то, возможно, небольшой плюс по экономичности и будет.
Сравнение: Веста 1.8 до и после чип-тюнинга – мои наблюдения
Чтобы было нагляднее, давайте попробуем свести основные моменты в табличку. Цифры по приросту мощности и крутящего момента здесь, конечно, ориентировочные, они могут плавать в зависимости от конкретной прошивки и состояния самого автомобиля.
Параметр Веста 1.8 Сток (как с завода) Веста 1.8 Чип-тюнинг (например, Stage 1) Мощность двигателя (л.с.) ~122 (по паспорту) Обычно в районе 130-135 (говорят о прибавке +8 до +13 л.с.) Крутящий момент (Нм) ~170 (по паспорту) Где-то 185-195 (ощущается прирост +15 до +25 Нм, тянет заметно лучше) Разгон 0-100 км/ч (сек) (для МТ, по ощущениям/замерам энтузиастов) Около 11.2 (кто как мерит, бывает и больше) Часто говорят про улучшение на 0.3-0.5 сек., то есть в районе 10.7-10.9, что уже неплохо Отзывчивость педали газа Часто "задумчивая", есть заметные задержки, особенно на старте Значительно улучшена, отклик становится более линейным и предсказуемым, ехать приятнее Работа АМТ Бывают рывки, задержки при переключениях, не всегда логичный выбор передач, "клевки" Переключения становятся более плавными и быстрыми, улучшается логика работы, "клевки" почти уходят, робот начинает вести себя адекватнее Эластичность двигателя Средняя, на низах тяги откровенно может не хватать, приходится крутить Улучшена, появляется более уверенная тяга с низких и средних оборотов, ехать в потоке комфортнее Расход топлива Сильно зависит от стиля езды и условий Может незначительно снизиться при очень спокойной езде, но если начать "наваливать" – скорее вырастет. Чудес не бывает. Влияние на ресурс (при адекватной эксплуатации) Заводской расчет, все предсказуемо Незначительное, если прошивка качественная, не экстремальная, и не убивать машину специально Риск "увалить" ЭБУ при прошивке Отсутствует (если не лезть самому) Говорят, минимален у опытных ребят с нормальным оборудованием. Блок M86 вроде как довольно живучий в этом плане, но все равно, доверять надо проверенным.
Как выбрать мастера и прошивку: мои советы из жизни
Если уж вы созрели для чип-тюнинга Лада Веста 1.8, то к выбору исполнителя подойдите максимально ответственно, чтобы потом локти не кусать. Вот несколько мыслей, как говорится, из личного опыта и наблюдений:
- Ищите отзывы, спрашивайте у знакомых. Сарафанное радио и тематические форумы, вроде нашего – ваши лучшие друзья. Почитайте, что пишут другие владельцы Вест, кто где делал и какие впечатления.
Спросите, чья прошивка. Узнайте, какие прошивки использует мастер – от известных калибровщиков (их имена часто на слуху в автокругах) или это какой-то "эксклюзив" от него самого. Есть компании, которые давно и серьезно занимаются разработкой качественного ПО.
Опыт именно с Вестами. Очень важно, чтобы у мастера был реальный опыт работы именно с Лада Веста 1.8 и нашими блоками M86. У каждой машины свои нюансы.
Какие-то гарантии. Хороший специалист обычно дает какую-то гарантию на свою работу и на саму прошивку. Некоторые даже предлагают money-back, то есть возврат денег, в течение нескольких дней, если результат категорически не устроил.
Сохранение стоковой прошивки. Обязательно уточните, будет ли сохранена ваша заводская прошивка. Это ваш "путь назад" на случай каких-либо проблем или, например, перед продажей авто, если новый владелец захочет сток.
Диагностика до и после. Грамотный подход, как я понимаю, включает диагностику автомобиля до чип-тюнинга, чтобы убедиться, что с машиной все в порядке (а то чиповать больной мотор – дело гиблое), и после – для проверки корректности работы новой прошивки и отсутствия ошибок.
И еще, не гонитесь за самой низкой ценой. Качественный чип-тюнинг – это не та услуга, где стоит экономить пару тысяч. Хорошее оборудование и знания стоят денег.
Доводка характера Весты 1.8: подбираем ключ к сердцу мотора
В общем и целом, я так скажу: чип-тюнинг двигателя ВАЗ-21179 на Лада Веста 1.8 – это штука, которая реально может сделать машину приятнее, особенно если вас бесит её стоковая задумчивость или выкрутасы АМТ. Главное – подходить к этому с головой, а не на авось.
Выбор прошивки – это всегда поиск своего, некий компромисс. Кто-то мечтает выжать максимум мощности, кому-то важнее экономия (хотя тут, как я говорил, все спорно), а кто-то просто хочет, чтобы АМТ вел себя по-человечески. "Идеальной" прошивки для всех и каждого, наверное, не существует. Поэтому всегда лучше подробно обсудить с мастером свои ожидания и пожелания, и он, если толковый, поможет подобрать оптимальный вариант именно для вас и вашего стиля езды. Некоторым владельцам, например, может быть интересна прошивка Евро-2, если есть планы по удалению катализатора, но тут уж сами думайте про экологию и возможные заморочки с техосмотром.
Помните, что вы не просто "заливаете" какую-то новую программу, вы, по сути, немного меняете характер своего автомобиля. Так что взвесьте все "за" и "против", изучите вопрос получше, найдите хорошего, проверенного специалиста, и тогда, я уверен, чип-тюнинг принесет вам только положительные эмоции от вождения вашей Лада Веста 1.8. Удачи на дорогах, и пусть кони под капотом будут резвыми!