Привет! Ребят, из Россоши Воронежской обл. есть кому можно доверить перепрошить своего кросса?
Под ГБО+евро-2 кто шил 21129 - как впечатления? есть такая пошивка?
Приветствую всех форумчан! Давно слежу за темой чип-тюнинга двигателя Лада Веста 1.6 и вот решил поделиться своими мыслями, да и послушать, кто что думает. Тема, конечно, холиварная, но от этого не менее интересная, поскольку каждый владелец рано или поздно задумывается, а не "взбодрить" ли своего железного коня.
Так что же это за зверь такой – чип-тюнинг?
Если по-простому, то чип-тюнинг – это когда мы влезаем в "мозги" машины, то есть в ЭБУ (электронный блок управления двигателем), и меняем там программу управления. Заводская прошивка ЭБУ – это всегда компромисс. Производитель старается угодить всем: и экологам (привет, нормы Евро!), и налоговикам, и чтобы ресурс был побольше, да и чтобы на разном бензине ехала. А нам, владельцам, хочется же чего-то большего, правда? Чтобы и ехала бодрее, и кушала поменьше, и чтобы педаль газа не была такой "ватной". Другими словами, мы пытаемся оптимизировать работу двигателя под свои конкретные хотелки.
Зачем вообще «чиповать» Весту 1.6 (ВАЗ-21129)?
Ну, тут у каждого свои мотивы, но основные, как мне кажется, такие:
- Увеличение мощности и крутящего момента. Это, пожалуй, главный аргумент. Пусть прибавка на атмосфернике 1.6 и не космическая, но даже +5-10% уже ощущаются.
- Улучшение отклика педали газа. Заводская электронная педаль на Весте многим кажется задумчивой. Прошивка может сделать реакцию на газ более острой и линейной.
- Снижение расхода топлива. Тут спорный момент. Некоторые тюнеры обещают экономию, и иногда она действительно есть при спокойном стиле езды. Но если начать активно пользоваться возросшей мощностью, то расход может и подрасти.
- Программное отключение катализатора и переход на Евро-2. Актуально, если катализатор приказал долго жить, а ставить новый дорого. Или для тех, кто хочет немного "раздушить" выхлоп.
- Устранение некоторых заводских "косяков", например, провалов при разгоне или нестабильных холостых оборотов.
В общем, поводов для чип-тюнинга Лада Веста 1.6 хватает, каждый находит что-то свое.
Потенциальные плюшки, о которых все говорят
Итак, что же мы можем получить в теории, если решимся на прошивку двигателя ВАЗ-21129?
- Более уверенный обгон на трассе. За счет прибавки момента на средних оборотах.
- Приятная эластичность двигателя. Меньше нужно будет переключать передачи в городе.
- Плавная работа мотора. Иногда уходят мелкие вибрации или подергивания.
- Возможность использовать АИ-92 без явной потери динамики на некоторых прошивках (хотя я бы не злоупотреблял, особенно летом).
- Улучшенная динамика разгона, особенно если речь идет о комплексном подходе, а не только о программе.
Звучит заманчиво, не так ли? Тем не менее, не все так радужно, как хотелось бы.
Ложка дегтя: о чем стоит помнить перед чиповкой
Прежде чем бежать к первому попавшемуся "чиповщику", стоит взвесить все "за" и "против". А минусы, или, скажем так, риски, тоже имеются:
- Потеря гарантии дилера. Это, пожалуй, самый жирный минус для новых машин. Дилер, обнаружив неоригинальную прошивку ЭБУ, с большой вероятностью откажет в гарантийном ремонте двигателя или связанных с ним систем.
- Снижение ресурса двигателя. Если прошивка "злая", настроена на максимальную отдачу, то и нагрузка на детали мотора возрастает. Особенно это касается поршневой группы, сцепления и так далее.
- Повышенный расход топлива. Да-да, если постоянно "топить в пол", то аппетит у машины вырастет, чудес не бывает.
- Риск нарваться на некачественную прошивку. Кустарных "мастеров" хватает. Неправильно написанная программа может привести к детонации, перегреву, нестабильной работе и даже поломке двигателя.
- Необходимость более качественного топлива и масла. Форсированный мотор более требователен к ГСМ.
- Проблемы с техосмотром, если удален катализатор и выполнен переход на Евро-2 без должного оформления.
Так что, как говорится, семь раз отмерь – один раз чипани.
Пару слов о "Стейджах" (Stage 1, Stage 2)
Часто можно услышать про разные "стейджи" тюнинга. Давайте кратко разберемся, что это обычно означает для атмосферной Весты 1.6:
- Stage 1: Это как раз и есть тот самый чип-тюнинг в чистом виде. Только программные изменения в ЭБУ, без вмешательства в "железо" двигателя. Цель – оптимизация заводских настроек, небольшое увеличение мощности и момента, улучшение отклика. Иногда сюда же относят программное отключение катализатора.
- Stage 2: Тут уже предполагается некоторое вмешательство в "железо". Например, установка более производительного впуска (фильтр нулевого сопротивления), доработка выпуска (удаление катализатора с установкой пламегасителя, прямоточный глушитель). И, конечно же, соответствующая прошивка ЭБУ под эти изменения. Прирост здесь уже ощутимее, но и вложений больше.
Дальше идут Stage 3 и так далее, но это уже серьезные переделки мотора (распредвалы, портинг ГБЦ, турбины), что для гражданской Весты, как по мне, уже перебор.
Сравнительная таблица: Сток vs. Чип-тюнинг Stage 1 для Весты 1.6
Чтобы было нагляднее, давайте попробуем сравнить основные параметры стоковой Лада Веста 1.6 и то, что можно ожидать от типичного чип-тюнинга Stage 1. Цифры, конечно, усредненные, поскольку многое зависит от конкретной прошивки и состояния автомобиля.
Параметр Сток Лада Веста 1.6 (ВАЗ-21129) Чип-тюнинг Stage 1 (ориентировочно) Заявленная мощность, л.с. 106 при 5800 об/мин 115-120 при ~6000 об/мин Заявленный крутящий момент, Нм 148 при 4200 об/мин 158-165 при ~4000-4400 об/мин Разгон 0-100 км/ч, сек (МКПП) ~11.2 ~10.5-10.8 Эластичность (например, 80-120 км/ч на 5-й передаче) Заводской показатель Улучшение на 1-2 секунды Отклик педали газа Умеренный, с задержкой Более острый, линейный Расход топлива (смешанный цикл) ~7.5 л/100 км Может незначительно снизиться (0.3-0.8 л) при спокойной езде, либо остаться прежним/увеличиться при активной Требования к топливу АИ-92 (допускается), АИ-95 (рекомендуется) Часто АИ-95 (рекомендуется), для некоторых "злых" прошивок АИ-98/100 Экологический класс Евро-5 Может остаться Евро-5, либо переход на Евро-2 (при удалении катализатора) Влияние на ресурс двигателя Заводской ресурс При качественной прошивке и нормальной эксплуатации – минимальное. При агрессивной прошивке/эксплуатации – возможно снижение. Риск потери гарантии Нет Высокий Ориентировочная стоимость услуги - От 3 000 до 10 000 рублей (зависит от региона и тюнера) Нюансы прошивки Весты 1.6: Катализатор, экология и выбор грамотного специалиста
Вот тут, ребят, и кроется самое интересное. Одно дело – просто залить прошивку для увеличения мощности, а другое – сделать это грамотно. Если решаете убирать катализатор и шиться под Евро-2, то нужно понимать последствия. Да, машина поедет чуть бодрее, выхлоп станет "свободнее". Но, во-первых, это вред экологии, как ни крути. Во-вторых, могут быть проблемы с техосмотром, если это станет строго контролироваться. В-третьих, звук выхлопа может измениться не в лучшую сторону, стать более громким и резким, если не установить хороший пламегаситель.
К выбору мастера по чип-тюнингу нужно подходить очень ответственно. Не ведитесь на самые низкие цены. Почитайте отзывы, поспрашивайте на форумах, кто где делал прошивку ЭБУ на Весту 1.6 и какие результаты. Хороший специалист сначала сделает диагностику, посмотрит на параметры работы двигателя, и только потом будет предлагать варианты прошивок. И обязательно должен быть вариант отката на стоковую прошивку, если что-то пойдет не так или вам не понравится.
Я лично считаю, что если уж делать чип-тюнинг, то умеренный, Stage 1, у проверенного человека, с сохранением катализатора, если он живой. Чтобы просто немного улучшить отклик педали газа и получить небольшую прибавку в динамике разгона без фанатизма и риска для ресурса двигателя. А вы что думаете по этому поводу? Делал кто-нибудь чип-тюнинг своей Весты 1.6? Делитесь опытом!