Приветствую всех владельцев и интересующихся! Решил тут немного систематизировать информацию по электрической части нашей Vesta SW Cross. Машина современная, напичкана электроникой по самое не хочу, и иногда хочется хотя бы примерно понимать, какой компонент за что отвечает и где его искать, если что. Понятно, что это не полноценная схема для ремонта, тем не менее, общую картину составить можно.

Начнем с самого основного – электроснабжения. Тут все более-менее стандартно: аккумулятор под капотом, он питает всё, пока мотор не заведен, и крутит стартер. Как только двигатель завелся, в дело вступает генератор – он и машину питает, и аккумулятор подзаряжает. Защита всех этих цепей реализована через два основных монтажных блока: один в салоне, обычно слева под рулем, отвечает за салонные удобства вроде света, стеклоподъемников, музыки и так далее. Второй блок – под капотом, он бережет уже силовые цепи: стартер, генератор, систему управления двигателем, вентиляторы, фары. Другими словами, без него далеко не уедешь.

Дальше идет «мозг» машины – система управления двигателем (ЭСУД). Главный тут – электронный блок управления (ЭБУ), который как дирижер управляет всем оркестром: впрыском топлива, зажиганием, холостым ходом. А информацию он получает от кучи датчиков, разбросанных по двигателю и его системам. Поскольку датчиков много (расхода воздуха, положения коленвала/распредвала, температуры, кислорода и прочие), выход из строя даже одного может заметно повлиять на поведение машины. ЭБУ также командует топливным насосом в баке, форсунками, катушками зажигания (которые сидят прямо на свечах) и электронным дросселем. Даже педаль газа у нас электронная, без тросиков.

Освещение – тоже целая система. Фары головного света с ближним, дальним и дневными ходовыми огнями (ДХО), противотуманки в бампере (если комплектация позволяет). Сзади – фонари со стопами, габаритами, поворотниками и задним ходом. Вот тут есть нюанс именно для SW Cross: конструкция задних фонарей и проводка к ним отличается от седана. Также у универсала фонари подсветки номера расположены в пятой двери, а не в бампере. Не забываем про задний противотуманный фонарь и салонное освещение с плафонами и подсветкой приборов.

Переходим к комфорту и кузовной электронике. Центральный замок, электрические стеклоподъемники (с блоком управления на водительской двери), электрозеркала с подогревом, обогревы стекол (заднее – стандарт, лобовое – опция), подогревы сидений – всё это электрика. Стеклоочистители лобового стекла – само собой. А вот задний дворник с омывателем – это прерогатива именно кузовов SW и SW Cross, у седана его нет. Климатическая система, будь то простой отопитель, кондиционер или полноценный климат-контроль, тоже завязана на электрику: блок управления, моторчики заслонок, вентилятор печки. Ну и аудиосистема или мультимедиа – куда ж без нее.

Системы безопасности тоже электронные: ABS (антиблокировочная система тормозов) и ESC (система курсовой устойчивости, она же ESP) со своим блоком и датчиками на колесах. Подушки безопасности (их количество зависит от комплектации) управляются отдельным блоком SRS. Штатный иммобилайзер не дает завести машину чужим ключом, а опциональная сигнализация следит за периметром.

Напоследок, если у вас версия с роботизированной коробкой (АМТ), то там свой блок управления и электрические актуаторы, которые сами выжимают сцепление и переключают передачи.

Вот небольшая табличка, чтобы нагляднее показать некоторые отличия электрики именно SW Cross, о которых упоминалось:

Компонент Расположение/Особенность у SW Cross Отличие от седана Vesta
Задние фонари Собственная конструкция и схема подключения Отличаются от фонарей седана
Фонари освещения номерного знака Интегрированы в пятую дверь (дверь багажника) У седана обычно в бампере или крышке багажника
Задний стеклоочиститель и омыватель Присутствует, мотор расположен в пятой двери У седана отсутствует

В общем, как видите, электрика в Весте SW Cross – штука довольно разветвленная. Все системы тесно связаны между собой, часто через CAN-шину. Поэтому, если возникают какие-то проблемы, лучше все же обращаться к точным схемам для своей комплектации и года выпуска, ну или к грамотным специалистам. Но общее представление, надеюсь, составить получилось.


Основные электрические системы и компоненты LADA Vesta SW Cross


Важно: Это не принципиальная электрическая схема. Расположение и наличие компонентов может отличаться в зависимости от комплектации и года выпуска. Таблица дает общее представление. Для точной диагностики используйте официальные схемы.


Система Компонент Основное назначение Возможное расположение Типичные связи Примечания / Особенности для SW Cross
Электроснабжение Аккумуляторная батарея (АКБ) Источник питания при неработающем двигателе, запуск двигателя Под капотом Генератор, стартер, монтажный блок предохранителей, "масса" кузова Требует регулярной проверки заряда и уровня электролита (если обслуживаемая).
Генератор Выработка электроэнергии при работающем двигателе, зарядка АКБ Под капотом, приводится ремнем от коленвала АКБ, регулятор напряжения (часто встроен), ЭБУ (контроль), лампа индикатора заряда на приборной панели Следить за натяжением и состоянием приводного ремня.
Стартер Проворачивание коленвала двигателя для запуска Под капотом, на стыке двигателя и коробки передач АКБ (силовой кабель), замок зажигания (управляющий сигнал через реле), "масса" двигателя/кузова Потребляет большой ток при запуске.
Монтажный блок предохранителей и реле (салон) Защита цепей электрооборудования салона, коммутация силовых цепей В салоне, обычно под рулевой колонкой или слева от нее АКБ, замок зажигания, потребители (освещение салона, стеклоподъемники, аудио, ЦЗ, прикуриватель и т.д.) Номиналы и расположение предохранителей/реле см. в руководстве по эксплуатации.
Монтажный блок предохранителей и реле (подкапотный) Защита силовых цепей двигателя и подкапотного оборудования, коммутация Под капотом, обычно рядом с АКБ АКБ, генератор, стартер, ЭБУ, топливный насос, вентилятор радиатора, фары, звуковой сигнал и т.д. Обеспечивает защиту основных систем автомобиля.
Система управления двигателем (ЭСУД) Электронный блок управления (ЭБУ / ECU / ECM) "Мозг" автомобиля: управляет впрыском, зажиганием, холостым ходом и др. на основе данных с датчиков Под капотом или в салоне (часто за перчаточным ящиком) Датчики (ДМРВ, ДАД, ДПКВ, ДПРВ, ДТОЖ, ДТВ, ДД, лямбда-зонды), исполнительные механизмы (форсунки, катушки, РХХ) Критически важный компонент. Прошивка зависит от модели двигателя, эконорм.
Датчики ЭСУД (различные) Сбор информации о параметрах работы двигателя и внешних условиях На двигателе, впускном/выпускном тракте, топливной системе ЭБУ Неисправность одного датчика может влиять на работу всей системы (повышенный расход, нестабильная работа).
Топливный насос (электрический) Подача топлива из бака к форсункам под давлением В топливном баке (часто в сборе с датчиком уровня топлива) Монтажный блок (реле, предохранитель), ЭБУ (управление реле) Работает при включенном зажигании. Слышен характерный гул.
Топливные форсунки Впрыск отмеренной порции топлива во впускной коллектор или цилиндр На впускном коллекторе или ГБЦ ЭБУ (управляющие импульсы) Засорение влияет на работу двигателя.
Катушки зажигания (индивидуальные) Создание высокого напряжения для искры в свечах зажигания Непосредственно на свечах зажигания или рядом с ними ЭБУ (управляющие импульсы), свечи зажигания Обычно по одной на каждый цилиндр.
Свечи зажигания Воспламенение топливо-воздушной смеси в цилиндрах В головке блока цилиндров (ГБЦ) Катушки зажигания Расходный материал, требует периодической замены.
Электронная педаль газа (E-gas) Датчик положения педали акселератора В салоне, узел педали газа ЭБУ Передает желаемую нагрузку водителем в ЭБУ.
Дроссельный узел (электронный) Регулирование подачи воздуха в двигатель На впускном коллекторе ЭБУ (управление сервоприводом) Управляется ЭБУ на основе сигнала с педали газа и других данных.
Наружное освещение Фары головного света (ближний/дальний свет, ДХО) Освещение дороги, обозначение автомобиля Передняя часть автомобиля Монтажные блоки (реле, предохранители), подрулевой переключатель, ЭБУ кузовной электроники (если есть) Тип ламп (галоген, LED) зависит от комплектации. ДХО включаются автоматически.
Передние противотуманные фары (ПТФ) Улучшение видимости в условиях тумана, дождя, снегопада В переднем бампере Монтажный блок (реле, предохранитель), кнопка включения Наличие зависит от комплектации.
Задние фонари (габариты, стоп-сигналы, повороты, задний ход) Обозначение автомобиля сзади, информирование о маневрах Задняя часть автомобиля Монтажные блоки, подрулевой переключатель, выключатель стоп-сигнала (на педали тормоза), ЭБУ кузовной электроники Конструкция фонарей и проводка к ним у SW Cross отличается от седана.
Задний противотуманный фонарь Обозначение автомобиля сзади в условиях плохой видимости В заднем фонаре (обычно один) или бампере Монтажный блок (реле, предохранитель), кнопка включения Включается только при включенном ближнем свете или передних ПТФ.
Фонари освещения номерного знака Освещение заднего номерного знака В крышке багажника или бампере Цепь габаритного освещения, монтажный блок Расположение в пятой двери у SW Cross.
Внутреннее освещение и индикация Плафоны освещения салона (передний, задний) Освещение салона На потолке салона Монтажный блок, концевые выключатели дверей, блок кузовной электроники (BCM) Могут иметь режимы "Вкл", "Выкл", "Авто" (при открытии дверей).
Подсветка приборной панели, кнопок Обеспечение видимости приборов и органов управления в темноте Внутри приборной панели, на кнопках и переключателях Цепь габаритного освещения, регулятор яркости Яркость обычно регулируется.
Комбинация приборов Отображение скорости, оборотов, уровня топлива, температуры, индикаторов, сообщений Перед водителем ЭБУ, датчики (скорости, уровня топлива и др.), CAN-шина Содержит множество контрольных ламп и индикаторов.
Комфорт и кузовная электроника Центральный замок (ЦЗ) Одновременное запирание/отпирание всех дверей Актуаторы (приводы) в дверях, блок управления ЦЗ/BCM Кнопки на ключе/брелоке, кнопка в салоне, личинки замков Может быть связан со штатной сигнализацией.
Электрические стеклоподъемники (ЭСП) Подъем/опускание стекол дверей Моторы ЭСП в дверях, блок кнопок на водительской двери Монтажный блок, кнопки управления на каждой двери (опционально), блок кузовной электроники (BCM) Водительский блок обычно управляет всеми стеклами. Может быть функция "авто".
Электропривод и обогрев зеркал Регулировка положения и удаление наледи/конденсата с наружных зеркал В корпусах наружных зеркал Джойстик управления зеркалами, кнопка обогрева (часто совмещена с обогревом заднего стекла), монтажный блок Наличие зависит от комплектации.
Обогрев заднего стекла Удаление наледи и конденсата Нити нагрева на заднем стекле Монтажный блок (реле, предохранитель), кнопка включения Автоматически отключается через некоторое время.
Обогрев лобового стекла (опция) Удаление наледи и конденсата Нити нагрева в лобовом стекле Монтажный блок (мощные реле, предохранители), кнопка включения Потребляет большой ток. Наличие зависит от комплектации.
Обогрев сидений (опция) Подогрев передних (иногда задних) сидений Нагревательные элементы в подушках и спинках сидений Монтажный блок, кнопки включения Обычно имеет несколько уровней интенсивности.
Стеклоочиститель и омыватель лобового стекла Очистка лобового стекла Мотор стеклоочистителя, насос омывателя под капотом Подрулевой переключатель, монтажный блок (реле, предохранитель) Имеет несколько режимов работы (прерывистый, постоянный, быстрый).
Задний стеклоочиститель и омыватель Очистка заднего стекла Мотор стеклоочистителя в пятой двери, насос омывателя Подрулевой переключатель или отдельная кнопка, монтажный блок Характерная особенность кузовов универсал (SW) и SW Cross.
Климатическая система (отопитель/кондиционер/климат-контроль) Управление температурой и потоками воздуха в салоне Блок управления на центральной консоли, исполнительные механизмы (заслонки, вентилятор) под панелью, компрессор A/C под капотом ЭБУ (для климат-контроля), датчики температуры, монтажный блок Сложность системы (ручное управление, кондиционер, климат-контроль) зависит от комплектации.
Аудиосистема / Мультимедийная система Воспроизведение аудио, радио, навигация, камера заднего вида (опции) Головное устройство в центральной консоли, динамики в дверях/панели Монтажный блок, антенна, динамики, CAN-шина (для связи с другими системами), USB/AUX входы Функционал сильно зависит от комплектации (простая магнитола или сенсорный экран с навигацией).
Безопасность Система ABS/ESC (ESP) Антиблокировочная система тормозов / Система курсовой устойчивости Блок управления ABS/ESC под капотом, датчики скорости на колесах ЭБУ, тормозная система, датчики скорости вращения колес, датчик положения руля, датчик угловой скорости Значительно повышает активную безопасность. Индикаторы на приборной панели.
Подушки безопасности (Airbag) Пассивная безопасность при столкновении Рулевое колесо, передняя панель, сиденья, стойки (зависит от комплектации) Блок управления SRS (Airbag), датчики удара Система одноразового действия. После срабатывания требует замены компонентов и перепрошивки блока.
Иммобилайзер Предотвращение несанкционированного запуска двигателя Блок управления (часто в BCM или ЭБУ), антенна в замке зажигания, чип в ключе ЭБУ, ключ зажигания Штатная противоугонная система.
Штатная сигнализация (опция) Оповещение о попытке проникновения или угона Блок управления (часто BCM), датчики (объема, удара, открытия дверей/капота/багажника), сирена Центральный замок, концевики дверей, сирена, световая сигнализация (поворотники) Функционал зависит от комплектации.
Трансмиссия (АМТ) Блок управления АМТ (роботизированная КПП) Управление переключением передач и работой сцепления в роботизированной коробке Под капотом или в салоне ЭБУ двигателя, актуаторы выбора/переключения передач, актуатор сцепления, селектор АМТ, датчики Устанавливается на версии с роботизированной трансмиссией. Требует специфического обслуживания.
Актуаторы АМТ (сцепления, выбора, переключения) Исполнительные механизмы, перемещающие вилки и выжимающие сцепление по команде блока На корпусе коробки передач Блок управления АМТ Электромеханические или электрогидравлические узлы.